В то время как мировой экономический спад для одних компаний стал предвестником банкротства, для других, более удачных коллег он оказался чрезвычайно привлекательной афишей, объявляющей о невиданной до сих пор распродаже всего и вся.
Этот год будет весьма урожайным для игроков рынка M&A, поскольку сплошь и рядом компании ищут возможности войти в какой-либо альянс или просто распродают свое ликвидное имущество лишь бы оплатить текущие счета и просуществовать еще какое-то время.
За первый месяц 2009 года в мире было закрыто шесть сделок с компаниями-банкротами, общей стоимостью 14 млрд.долларов (по данным Thomson Reuters). Это составило более 9 % из всех сделок M&A во всем мире M&A. Для сравнения за этот же период 2007 года, M&A сделки связанные с банкротством составили только 0.4 процента.
Не далее как во вторник, производитель принтеров Printronix купил бизнес своего конкурента TallyGenicom при одобрении судебных органов. Поглощение TallyGenicom лишь первая ласточка в ряду грядущих сделок по перераспределению активов.
"Сделки с активами банкротов повысятся по сравнению с прошлым годом на 90 %", об этом свидетельствует обзор хедж фонда Debtwire.
"Подобные M&A сделки станут самым главным механизмом для понимания рынком реальной стоимости активов", считает Майкл Рейли (Michael Reilly) партнер компании Bingham McCutchen LLP, специализирующейся на реструктуризации проблемных активов.
Должник, подавший заявление о банкротстве и получивший защиту от кредиторов в виде моратория все равно остается изолированным от кредитных источников финансирования, да и альтернативные способы из-за высоких сопутствующих рисков фактически невозможны. И именно потребность в ресурсах для реструктуризации бизнеса и будет раскручивать маховик M&A. Компании специализирующиеся на финансировании подобных сделок будут задавать тон в ближайшие пару лет на рынке.
"Компании должники, в которой введен мораторий на выплаты, но нет источников для привлечения финансирования реструктуризации будут ускорять процессы M&A," говорит Джеймс Шпрейреген (James Sprayregen), партнер компании Kirkland & Ellis. "Я думаю, мы увидим очень существенное усиление активности в той области в 2009."
Фирмы, для которых перспективы банкротства можно рассматривать только в отделенной перспективе, и чувствующиеся себя довольно уверенно попытаются использовать предоставляющийся шанс для покупки интересных активов за не менее интересную цену.
Игроки будут сливаться с одной единственной идеей: 'Если мы получим снижение издержек в рамках одной объединенной компании, то мы сможем выжить в эти сложные времена", говорит Фред Кроуфорд (Fred Crawford), управляющий AlixPartners. В прошлом году, только с момента официального объявления рецессии, неплатежеспособные компании заключили 213 соглашений, нацеленных на продажу части или всех их активов. Это цифра оказалась на 55 % выше по сравнению с 2007 годом, согласно данным Thomson Reuters.
Преимущества
Многие компании пытаются получить новые кредиты для рефинансирования старых долгов, но сейчас банки весьма подозрительно относятся к подобным заявкам, чтобы не получить нового проблемного клиента и очередную дыру в балансе. Это означает, открытие широких горизонтов для компаний, имеющих достаточный запас ликвидности. Например, в конце прошлого года частный инвестиционный фонд купил активы ипотечного банка IndyMac всего за $13,9 миллиардов. "Даже у компаний банкротов всегда можно найти что-то ценное", говорит Билл Вэйнштейн (Bill Weinstein), руководитель департамента реструктуризации и ликвидации компании Gordon Brothers.
Законодательство США о банкротстве не освобождает компании-банкроты от ее пенсионных, экологических и профсоюзных обязательств. Это делает особенно привлекательным объектом для поглощения сами производственные активы: оборудование, лицензии, а не юридическое лицо.
"Если я не хочу выполнять пенсионные или профсоюзные обязательства, я могу просто продать активы компании, и не исполнять вообще ничего," говорит Корин Бэл (Corinne Ball), партнер фирмы Jones Day. "Это – самый привлекательный и легкий путь получить только самое ценное за небольшие деньги".
Скидки
Сделки связанные с банкротством, обычно инициируются покупателями активов, требующими к тому же хороших скидок, утверждают консультанты рынка M&A.
Причем большинство сделок закрываются ниже первоначально заявленной стоимости, что хоронит надежды кредиторов получить хоть что-то с должника. "Сейчас, люди оценивают активы с совсем другим подходом, даже если взять год назад для сравнения," говорит Марк Шапиро (Mark Shapiro) из Barclays Capital. "Они хотят покупать активы банкротов только по ценам банкротства".