Попытка группы "Приват" захватить государственного монополиста по транспортировке нефти АО "Укртранснафта" приведет к установлению ею монопольного контроля над нефтяным рынком Украины, считает главный редактор журнала "ОйлМаркет" (Россия) Дмитрий Моссиенко.
"Группа "Приват" уже сегодня контролирует почти половину нефтяной инфраструктуры Украины и монополизацию здесь намного серьезней, чем в России", - отметил эксперт.
По словам Моссиенко, под контролем "Привата" уже находятся свыше 25% всех украинских автозаправок, половина мощностей по выпуску нефтепродуктов, национальная нефтедобывающая компания "Укрнафта" и 3 из 5 крупнейших нефтяных терминалов.
"Если "Приват" получит "Укртранснафту", он автоматически получит четвертый из 5 морских терминалов Украины и сможет контролировать вход и выход нефтепродуктов в Украину с южного направления", - считает Моссиенко.
"Приват" сможет полностью контролировать все нефтеперерабатывающие заводы "на входе" и "на выходе". Как оператор нефтетранспортной системы он будет контролировать прохождение на заводы нефти, а через контроль над портами сможет устраивать заводам вынужденные остановки из-за, например, затоваривания мазутом. Это, безусловно, противоречит и российской и европейской практике, где естественные монополии управляются государством, а не бизнес группами", - отметил эксперт.
Моссиенко считает "странной" практику перехода государственных активов нефтяной отрасли под контроль отдельных бизнес-групп.
Как известно, группа "Приват" удерживает оперативный контроль над несколькими нефтяными предприятиями, крупнейший пакет акций которых принадлежит государству – АО "Укрнафта" (госдоля 50% + 1 акция), АО "Укртатнафта" (госдоля 43%) и др.
"Было бы логичнее, если бы государство выставляло право на управление подобными предприятиями на конкурсы или продало бы свои пакеты акций, если решено от них избавиться", - сказал эксперт.
Дмитрий Моссиенко не исключает, что переход "Укртранснафты" под контроль группы "Приват" может осложнить взаимодействие этой компании с российским трубопроводным оператором АК "Транснефть" и привести к нарушению транзита российской нефти через территорию Украины.
"Не секрет, что у "Привата" есть трения с российской стороной. Они возникли после нарушения прав российских акционеров на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе осенью 2007-го года. С того времени и вот уже два года "Транснефть" не поставляет российское сырье на это предприятие. Не представляю как "Транснефть" завтра будет договариваться с теми же людьми, с которыми находится в конфликте по Кременчугу, об объемах и графике транспортировки нефти в Европу", - подытожил эксперт, сообщает ПолитАрена.
Комментарии (0) | Распечатать |
|