Российская и британская компании согласовали сделку по переходу доли ВР во вьетнамском проекте Блок 06.1, равной 35%, в собственность ТНК-ВР. Соглашение было одобрено министерством промышленности и торговли Вьетнама, и другими участниками проекта - ONGC и PetroVietnam. "Блок 06.1 - крупнейший производитель газа во Вьетнаме и в 2011 году увеличит общую добычу ТНК-ВР на 18,8 тыс. баррелей н. э. в сутки исходя из компенсационной основы", - говорится в сообщении компании.
В целом ожидаемый вклад покупаемых ТНК-ВР у ВР активов во Вьетнаме и Венесуэле в добычу компании составит 40-45 тыс. баррелей н. э. в день. Стороны договорились о сделке осенью 2010 года, ее сумма составила $1,8 млрд. К концу прошлого года компания перечислила транш - $1 млрд, остальные $800 млн будут переведены после завершения сделки, которую ожидается закрыть до середины года.
Во Вьетнаме ТНК-ВР приобретает у ВР ее долю в шельфовом добывающем газовом блоке 06.1, в состав которого входят газоконденсатные месторождения Lan Tay и Lan Do, 32,7% в трубопроводе и терминале Nam Con Son, а также 33,3% в электростанции Phu My 3. По словам заместителя председателя правления ТНК-BP Максима Барского, блок 06.1 "позволит ТНК-ВР развить новые компетенции, прежде всего в области работы на шельфе". В марте Максим Барский объявил, что компанию интересуют и другие добычные проекты на шельфе Вьетнама, но вчера в ТНК-ВР отказались уточнить подробности. В Венесуэле ТНК-ВР покупает 40% в Petroperija (добыча — около 650 тыс. тонн нефти в год), 26,6% - в Boqueron (375 тыс. тонн) и 16,67% - в Petromonagas (5,5 млн тонн).
Сделки по Вьетнаму и Венесуэле завершаются, несмотря на то что с середины января британская компания конфликтует с российскими партнерами по ТНК-ВР и фактически с ее руководством. В то же время еще одна сделка по покупке ТНК-ВР активов ВР - в Алжире - оказалась фактически заморожена. В октябре 2010 года Максим Барский ездил в страну для изучения активов. Британская компания работает в Алжире с Sonatrach и Total, ей принадлежит 33,14% в двух проектах на месторождениях In Salah. Также у ВР есть блокпакет в месторождениях In Amenas, где добывается и производится природный газ, конденсат и СПГ на четырех участках бассейна Иллизи на юго-востоке страны. Но ВР и ТНК-ВР так и не смогли согласовать сделку с правительством. В начале марта министр энергетики Алжира Юсеф Юсфи заявил, что BP отказалась от планов продажи алжирских активов. Официально ни ВР, ни ТНК-ВР эту информацию не подтверждают, но о развитии сделки тоже ничего сказать не могут.
Анастасия Соснова из "Инвесткафе" отмечает, что прирост добычи на 40-45 тыс. баррелей н. э. - это всего 1% от общей добычи ТНК-ВР. По мнению аналитика, для компании это скорее "имиджевая сделка". Однако добыча газа ТНК-ВР вырастет почти на 11%. Кроме того, во Вьетнаме на текущий момент ведется активное развитие газовой энергетики, и покупаемые ТНК-ВР объекты являются стратегическими для страны, так как обеспечивают 30% потребностей генерирующих мощностей Вьетнама в топливе, добавляет госпожа Соснова. Константин Юминов из Rye Man & Gor Securities считает, что приобретение активов ВР во Вьетнаме и Венесуэле - "неплохой старт для развития компании за рубежом". Конечно, ТНК-ВР достались не самые лучшие проекты ВР, признает аналитик, поясняя, что они трудны с точки зрения разработки, но зато компания "получит опыт работы на шельфе", пишет "Коммерсант".