Национализация предприятий – может стать законом?!

Законопроектом предлагается обратить имущественные комплексы предприятий ЗАО "БазелЦемент-Пикалево", ЗАО "Пикалевский цемент" и ЗАО "Метахим" /г Пикалево, Ленинградская обл./, находящиеся в собственности юридических лиц ООО "БазелЦемент", ЗАО "Евроцементгрупп" и ООО "УК "СевЗавПром" соответственно в собственность РФ.
Таким образом, можно сказать, что национализация предприятий как возможный способ избежать последствий финансового кризиса сейчас активно обсуждается на самом высоком уровне, считают эксперты юридического бюро "Падва и Эпштейн".
Идея эта для России не нова, поскольку неоднократно законопроекты о национализации тех или иных российских предприятий рассматривались в Государственной Думе РФ. Но ни один их них так и не становился законом.
Действующее гражданское законодательство (ст. 235 ГК РФ) позволяет национализировать предприятия, но только на основании закона. При этом в судебной практике известны случаи, когда изъятие у собственника имущества, произведённое на основе подзаконных актов, впоследствии признавалось судом незаконным. Так, например, в 2004 году собственнику московской недвижимости пришлось отстаивать свои интересы в Высшем Арбитражном Суде РФ, оспаривая распоряжение правительства Москвы, фактически лишившего его собственности. В итоге суд признал, что при отсутствии закона о национализации такое изъятие недопустимо (.Постановление Президиума ВАС РФ от 14.12.2004 N 11992/04).
Национализация как способ прекращения частной собственности не может быть произвольной. В любом случае законодатель должен исходить из весомых для этого оснований, таких как необходимость обеспечения безопасности и обороноспособности государства, защита прав человека, стабильность экономической деятельности, соблюдение общественных интересов. Неслучайно решение о национализации может быть принято только на законодательном уровне.
Собственник бизнеса в такой ситуации вправе рассчитывать на возмещение стоимости имущества, а также на возмещение убытков. Причем возмещение будет осуществляться за счет средств государства.
Чёткий механизм определения стоимости имущества при национализации не определён. Поэтому не исключены и даже весьма вероятны судебные споры относительно размера соответствующего возмещения. Кроме того, в условиях финансового кризиса невозможно рассчитать точный размер неполученных доходов от деятельности указанных предприятий (упущенная выгода). Такая ситуация также может служить поводом для обращения за судебной защитой.
По-прежнему дискуссионным остается вопрос о том, когда именно государство должно возместить убытки – до или после обращения имущества в государственную собственность? Напомним: Конституция РФ предписывает, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Следовательно, возмещение подлежит выплате предварительно, т. е. до принудительного изъятия имущества.

    

Другие новости по теме:

www.Maonline.ru Рынок бизнеса

Новостная лента посвящена новостям российского рынка бизнеса: купле-продаже компаний и иных активов

добавить на Яндекс

Смотреть видео онлайн

Смотреть видео онлайн