Президент МТС Михаил Шамолин рассказал в интервью РБК daily, что оператор заинтересован в покупке сетей кабельного телевидения. «Впоследствии этот ресурс можно использовать для расширения в том числе широкополосного покрытия», – говорит Шамолин. Он не уточнил, сколько именно планируется потратить на сделки в следующем году. МТС уже приобрела оператора «Комстар», который долгое время предоставлял услуги цифрового ТВ под брендом «Стрим». Однако, по словам опрошенных РБК daily участников рынка, «сеть «Комстара» пока охватывает лишь крупнейшие населенные пункты». Сама МТС заинтересована в покрытии городов с населением свыше 100-200 тыс. человек, говорит источник, близкий к оператору. По словам президента Ассоциации кабельного ТВ России Юрия Припачкина, вероятнее всего, МТС намерена объединить вновь купленные активы с уже имеющимися у «Комстара». «Сейчас региональных компаний на рынке кабельного ТВ не так мало, как может показаться. Их доля рынка около 25-30%», – говорит Припачкин. По данным РБК daily, МТС уже проявляла интерес к одному из основных региональных игроков – «ЭР-Телекому». «Официальных предложений компании никто не делал. Однако топ-менеджмент двух компаний встречался и обсуждал перспективы консолидации рынка», – говорит источник, знакомый с ходом переговоров. Глава «ЭР-Телекома» Андрей Семериков эту информацию не комментирует. «ЭР-Телеком» развивает кабельное ТВ под брендом «Диван-ТВ», а также цифровое кабельное ТВ (бренд «Диван-ТВ +»). Сетью компании охвачено более 3,2 млн домохозяйств. Число абонентов «ЭР-Телекома» превышает 1,8 млн, из них по кабельному ТВ – свыше 920 тыс. По оценкам ИК «Финам», стоимость «ЭР-Телекома» с учетом долга составляет 5 млрд руб., бизнес в сфере кабельного ТВ – 1,8—2 млрд руб. Крупнейшими операторами по абонентской базе, по данным iKS-Consulting, являются «Акадо», «Национальные телекоммуникации» (бренд «Твое ТВ»), ТВТ, «ЭР-Телеком», «Уфанет», «Норильск Телеком». «Мы считаем, что у фиксированного интернет-доступа хорошее будущее, поскольку этот ресурс не ограничен по емкости и скорости. Мы заинтересованы в консолидации рынка фиксированного интернет-доступа и кабельного телевидения, на нем есть привлекательные игроки. Это интернет-провайдеры, которые обладают оптоволоконной инфраструктурой, и кабельные сети, которые могут быть модернизированы до цифрового вещания и ШПД», – сообщил Михаил Шамолин. Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая уточняет, что приобретения могут делаться за счет свободных средств МТС, а также за счет заемных ресурсов. Она также сообщила, что на данный момент нет решения относительно того, кто будет управлять кабельными активами в случае, если они будут куплены, – МТС или «Комстар». После покупки кабельных активов «Стрим ТВ» «Комстар» считал одним из приоритетных направлений развитие услуги ШПД за счет привлечения уже существующих абонентов кабельного ТВ. «Кризис заставил нас сократить прогнозы по капзатратам, однако мы никогда полностью не отказывались от развития бизнеса за счет покупок. Сейчас мы готовы рассматривать возможность покупок компаний в регионах как самостоятельно, так и вместе с МТС», – сказала PR-директор «Комстара» Елена Серегина. В «ВымпелКоме» не интересуются рынком кабельного ТВ. «У нас есть IP-TV для пользователей ШПД и DVB-H для мобильных пользователей. IP-TV нам интереснее кабельного ТВ тем, что оно дает больший функционал в плане интерактивности и услуг «Видео по запросу», – рассказала руководитель службы корпоративных коммуникаций «ВымпелКома» Елена Прохорова. В «МегаФоне» развивают направление мобильного ТВ. О том, что компания рассматривает возможность приобретения операторов фиксированной связи, некоторые из которых оказывают услуги и платного ТВ, говорит директор по связям с общественностью «МегаФона» Петр Лидов. По данным J’son & Partners, объем рынка платного ТВ в России за первое полугодие 2009 года составил 410 млн долл., к услугам платного ТВ были подключены около 13,6 млн домохозяйств. Это на 15% больше, чем на конец 2008 года. Рост рынка происходил в основном за счет расширения базы абонентов спутникового ТВ. Его доля увеличилась с 27 до 31%. Доля кабельного ТВ, наоборот, уменьшилась с 70 до 66%. Доля IP-TV сохранилась на уровне 3%. По итогам 2009 года объем рынка составит 830 млн долл. Александр Дементьев, Елизавета Серьгина, Антон Бурсак