В условиях кризиса энергетические госкорпорации из России и Китая существенно укрепили контроль над ресурсами. По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), в этом году их доля в объеме сделок по слиянию и поглощению в ТЭКе выросла почти на 30%. В то время как частные западные корпорации испытывают нехватку ликвидности, ‘Газпром’ и китайские компании имеют доступ к госфинансированию. Однако если в случае Китая речь идет о целенаправленной зарубежной экспансии, то российские компании стратегию выхода за рубеж пока только нащупывают.
Из общего объема сделок по слиянию и поглощению, зарегистрированных в этом году на нефтегазовом рынке, более половины приходится на компании из развивающихся стран, прежде всего из Китая и России. По данным PwC за второй квартал, на их долю пришлось 24,2 млрд долл. из 48 млрд. Причем еще в конце прошлого года их вес в общем объеме сделок не превышал и пятой части.
Аналитики констатируют, что в ближайшее время западным энергетическим гигантам, испытывающим острую нехватку ликвидности, придется отложить крупные покупки в долгий ящик. ‘На этом фоне китайские госкорпорации имеют доступ к финансированию по линии своего центробанка, и в первую очередь эти средства предназначены как раз для приобретения долей в зарубежных компаниях, — говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — ‘Газпром’ тоже имеет доступ к госфинансированию, но при этом у компании накоплены достаточные объемы собственных средств’.
В случае с Китаем речь идет о целенаправленной ресурсной экспансии. ‘Началась она еще несколько лет назад, просто сейчас, когда активы подешевели, этот процесс еще сильнее активизировался и стал более заметным’, — сообщил РБК daily эксперт Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин. Помимо необходимости укреплять ресурсную базу, Пекином движет озабоченность судьбой своих гигантских золотовалютных резервов (ЗВР), которые уже превысили 2 трлн долл. Риски, связанные с размещением ЗВР в американских казначейских облигациях, толкают КНР к еще более активной скупке зарубежных активов. Так, в этом году китайская Sinopec приобрела канадскую Addax Petroleum, PetroChina — долю в сингапурской Singapore Petroleum, а CNPC — в казахском ‘Мангистаумунайгазе’.
Тем временем активность ‘Газпрома’ в этом году сконцентрировалась на внутреннем рынке. В первую очередь речь идет о покупке 20% акций собственной ‘дочки’ ‘Газпром нефть’, а также контрольного пакета компании ‘Северэнергия’. ‘Газовая монополия в данном случае исполняла обязательства ради активизации ‘Южного потока’, потому что итальянской Eni, продавшей ‘Газпрому’ свои активы, нужны были деньги, — говорит г-н Абзалов. — Но тренд выхода на внешние рынки, прежде всего в Восточную Европу, в последние годы начал прослеживаться и среди российских компаний. Первопроходцем стал ЛУКОЙЛ, но можно вспомнить и покупку акций сербской NIS ‘Газпром нефтью’ и венгерской MOL ‘Сургутнефтегазом’. Но обстоятельства сделок говорят о том, что пока процесс идет с большими сложностями’.
ВЯЧЕСЛАВ ЛЕОНОВ. РБК daily
Segezha, «Россиум» и «Регион» создали СП — «ЦБК Холдинг» — для инвестиций в лесопереработку
Подконтрольный АФК "Система" лесопромышленный холдинг Segezha Group получил 25% в ООО "ЦБК Холдинг", созданного концерном "Россиум". Еще 25% получила ИК...