Украина продаст все: но только избранным?
www.MAonline.ru Слияния и Поглощения
Украинские власти в очередной раз готовят распродажу крупнейших предприятий, оставшихся в госсобственности после тотальной приватизации последних пятнадцати лет. В условиях краха фондового рынка, повлекшего за собой снижение капитализации всех украинских компаний, такой шаг, с точки зрения государственных интересов, выглядит авантюрным и напрочь лишенным экономического смысла. Однако, с позиции потенциальных покупателей, это отличная возможность скупить по дешевке стратегические государственные предприятия.
Когда у человека заканчиваются средства, они может прожить дальше либо беря деньги взаймы, либо продавая свое имущество. Аналогичным образом поступают и государства. В критических ситуациях, когда у правительства заканчиваются финансовые ресурсы, оно начинает влезать в долги или продавать свою собственность. Похоже, именно в такой ситуации сегодня оказалась и Украина. Кредитный источник финансирования уже практически исчерпан, поскольку, во-первых, общая сума долгов уже и так достигает 100 млрд. долл., а во-вторых, одалживать денег, собственно, не у кого: частные инвесторы сами испытывают трудности с ликвидностью, а ресурсы международных институтов и организаций уже освоены.
Очевидно, что в случае углубления кризиса украинское правительство будет вынуждено прибегнуть к продаже, по меньшей мере, части своих активов. Прогнозируя такой вариант развития событий, и понимая, что в нынешних условиях цена государственных активов значительно упала, украинские ФПГ уже начали зондировать почву на предмет возможности проведения приватизации привлекательных объектов. Первым сигналом о грядущей распродаже стало решение парламента о создании Стабилизационного фонда, который должен формироваться за счет денег, полученных от приватизации. Данную идею удалось протащить как один из механизмов борьбы с последствиями циклических кризисов.
При этом почему-то остался практически незамеченным тот факт, что история экономически развитых стран не знает случаев, когда подобный фонд создавался в условиях самого кризиса. Как правило, стабилизационные фонды создаются в условиях экономического подъема, когда государство имеет возможность безболезненно откладывать часть профицита доходов.
Теперь же приватизации дал зеленый свет Кабинет Министров. В начале текущей недели правительство обнародовало список из 228 предприятий и компаний, которые предполагается продать в следующем году. Своим Распоряжением №1517 от 3 декабря 2008 Кабмин утвердил два перечня приватизации госсобственности: в первый входят предприятия, государственные пакеты акций которых подлежат продаже уже в 2009 году, во второй - предприятия, подлежащие в следующем году подготовке к продаже.
Наиболее значимыми предприятиями, которые планируется приватизировать в 2009, являются:
- "Укртелеком" (67,79%);
- "Одесский припортовый завод" (99,57%);
- "Турбоатом" (75,22%);
- "Днепрэнерго" (60%);
- "Западэнерго" (60%);
- "Донбассэнерго" (60%);
- "Центрэнерго" (60%);
- "Полтаваоблэнерго" (25%+ 1 акция);
- "Львовоблэнерго" (26,98%);
- "Одессаоблэнерго" (25,01%);
- "Сумыоблэнерго" (25%+ 1 акция);
- "Черниговоблэнерго" (25%+1 акция);
- "Прикарпатьеоблэнерго" (25,02%);
- Завод "Маяк" вместе с земельным участком, на котором он размещён (100% за исключением доли, подлежащей льготной продаже, 20,2 млн гривен);
- ФСК "Море" (100% за исключением доли, подлежащей льготной продаже, 112,8 млн гривен);
- "Киевский мотоциклетный завод" вместе с земельным участком, на котором он размещён (100% за исключением доли, подлежащей льготной продаже, 7,4 млн гривен).
Примечательно, что основными претендентами на названные активы, которые уже несколько лет, пытаются их приватизировать являются финансово-промышленные группы, приближенные к нынешним провластным политическим силам, а также той партии, благодаря которой летом текущего года провалилась попытка Партии регионов отправить правительство Ю.Тимошенко в отставку. Наиболее влиятельными среди них можно назвать группы "Приват", "Энергетический стандарт", "Финансы и кредит", СКМ, ИСД, VS Energy и пр.
Стоит отметить, что впервые Премьер-министр и Президент нашли общий язык в вопросах приватизации. Инициатива о разблокировании процесса приватизации формально исходила от В.Ющенко, подписавшего Указ N1046/2008 "О дополнительных мерах по преодолению финансового кризиса в Украине", в котором, в частности, поручил правительству определить перечень объектов государственной собственности, которые могут быть приватизированы в 2009 году. В свою очередь, в конце ноября Юлия Тимошенко заявила, что поддерживает эту позицию. При этом она сообщила, что возобновление приватизации сможет ослабить негативное влияние мирового финансового кризиса на экономику Украины, правда традиционно не уточнила, каким, собственно, образом. О достигнутом взаимопонимании в вопросах приватизации может говорить и очередное сближение фракций БЮТ и НУНС в парламенте вплоть до создания новой коалиции совместно с Блоком Литвина.
Между тем, несмотря на концептуально схожие позиции между Премьером и Президентом, ссоры могут начаться, когда дело непосредственно дойдет до раздела ряда стратегических предприятий, в борьбе за которых пересекаются интересы "проправительственных" и "пропрезидентских" ФПГ. К примеру, за ряд облэнерго конкурируют с одной стороны "Финансы и кредит", с другой - группа "Приват" и VS Energy. Стоит отметить, что указанные энергетические активы являются элементами более серьезного конфликта между сторонами, поэтому вне зависимости от результатов приватизационного конкурса противостояние за облэнерго будет продолжаться еще длительный период.
Различные стороны поддерживают Президент и Премьер и в борьбе за "Турбоатом". Главным претендентом на данное предприятие является группа "Энергетический стандарт", которой оно жизненно необходимо для создания вертикально-интегрированного холдинга в энергетическом машиностроении. Долгое время "Турбоатом" числился в списке предприятий, вообще не подлежащих приватизации. Однако, в прошлом году по инициативе Кабмина он вошел в перечень объектов, подлежащих первоочередной продаже в 2008 году. К слову, согласно информации бывшего соратника Ю.Тимошенко М. Бродского, собственник группы К.Григоришин в 2004 году согласился финансировать оранжевую революцию в обмен на то, что новая власть поддержит его в борьбе за украинские энергетические активы. Учитывая, что после победы оранжевых сил на предприятие пришел лояльный к российскому бизнесмену менеджмент, факты наличия определенных договоренностей относительно данного объекта не лишены оснований. Вторым претендентом на "Турбоатом" является председатель наблюдательного совета "Мегабанка" Виктор Субботин, близкий к высшему руководству СПУ, прежде всего, к В.Семенюк-Самсоненко. Последняя, в свою очередь, является фигурой, близкой к Президенту. Именно глава Фонда госимущества активно пыталась сменить на "Турбоатоме" менеджмент Григоришина, и назначить на руководящую должность В.Субботина.
Еще одним предприятием, на которое "положил глаз" российский бизнесмен является Феодосийская судостроительная компания "Море". Единственное предприятие Украины, специализирующееся на военном судостроении, на протяжении последних трех лет находится в состоянии банкротства. При этом оформление контроля над "Морем" К.Григоришина должно было пройти по обкатанной схеме. Сначала предприятие планировалось передать Минпромполитики, где россиянину удается сохранять влияние вне зависимости от политической конфигурации в парламенте. После этого, очевидно, должна была последовать ротация менеджмента на более лояльный к группе "Энергетический стандарт". Однако здесь в процесс вмешался Президент, который заблокировал передачу ФСК "Море" под юрисдикцию правительства.
Интересно, что в начале этого года в борьбу за предприятие включился партнер Д.Фирташа И.Фурсин, владелец КБ "Місто-Банк" и формальный собственник 5% акций RosUkrEnergo. Близкая к нему компания "Драккар" в статусе кредитора выставила имущественные претензии к госпредприятию. И.Фурсину причисляют контроль над ООО "Ильичевский судоремонтный завод", поэтому бизнесмен, похоже, намерен создать собственный судостроительный холдинг. Не исключено, что все-таки более "пропрезиденсткий" олигарх будет использовать свое влияние для противостояния своему "проправительственному" конкуренту.
Еще одним конфликтогенным объектом, внесенным в приватизационный список, стал Одесский припортовый завод. Данным предприятием давно интересуется холдинг Дмитрия Фирташа, который считается бизнесменом, приближенным к президенту. Обладая контролем поставок газа на украинский рынок для промышленности, он имеет возможность обеспечить работу предприятия, даже в условиях роста цен на газ. С другой стороны, на предприятие претендует ряд российских компаний, которые ищут поддержку в правительстве. Ко всему прочему, Премьер имеет личные обиды на Д.Фирташа и не упустит возможности забрать у него любой объект, вне зависимости от его привлекательности. Вряд ли, в этой ситуации Б.Тимошенко позволит ему спокойно приобрести ОПЗ.
Пожалуй, наибольшим яблоком раздора между "пропремьерскими" и "пропрезидентскими" силами станет "Укртелеком". Это предприятие является наиболее экономически привлекательным в списке, а борьба за его приватизацию тянется уже свыше 10 лет. Среди желающих приобрести компанию были немецкий Deutsche Telecom, французский France Telecom, российские АФК "Система" и "Ростелеком". Огромный интерес к данному объекту проявлял СКМ, который до этого скупил практически всех локальных игроков рынка фиксированной связи, среди которых "Фарлеп-Инвест" и "Оптима Телеком".
В прошлом году, при условии проведения открытого конкурса и создания равных условий для претендентов, правительство могло получить за "Укртелеком" около $4 млрд. 2007 год был последним шансом Украины выгодно продать компанию, однако ни один из заинтересованных "провластных" субъектов тогда попросту не мог (или не захотел) заплатить за него столь крупную сумму. Поэтому приватизацию отложили до лучших времен.
Теперь же, по оценкам экспертов, стоимость телефонного монополиста не превышает 800 млн. долл. Даже безнадежный оптимист министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский называет цену в районе 1,5 млрд долл. Однако главным неблагоприятным фактором для продажи "Укртелекома"является не только падение его стоимости, а и пропавший интерес к этому объекту со стороны иностранных инвесторов. Зато это позволяет украинским ФПГ чувствовать себя более уверенными в борьбе за предприятие. Главным претендентом на "Укртелеком", по-прежнему считается Ринат Ахметов, у которого в последнее время складываются неплохие отношения с Президентом. Его главным конкурентом, по неофициальной информации, может стать совладелец корпорации ИСД Виталий Гайдук. Данный бизнесмен, являющийся руководителем группы советников нынешнего Премьер-министра, уже давно искал возможности для инвестирования в более наукоемкие секторы экономики, и, очевидно, именно с этим связано его намерение выйти из ИСД.
Таким образом, перечень объектов для приватизации содержит много потенциальных поводов для ссор между Премьером и Президентом. Примечательно, что споры между ними возникают не вокруг вопроса о целесообразности распродажи по дешевке стратегических предприятий страны, а исключительно о механизме разделе имущества и адресатах его получения. В случае успешной реализации подобной государственной политики, Украина может остаться и в долгах, и без имущества.
Автор: Максим Соколов. По материалам minprom.com.ua
Украинские власти в очередной раз готовят распродажу крупнейших предприятий, оставшихся в госсобственности после тотальной приватизации последних пятнадцати лет. В условиях краха фондового рынка, повлекшего за собой снижение капитализации всех украинских компаний, такой шаг, с точки зрения государственных интересов, выглядит авантюрным и напрочь лишенным экономического смысла. Однако, с позиции потенциальных покупателей, это отличная возможность скупить по дешевке стратегические государственные предприятия.
Когда у человека заканчиваются средства, они может прожить дальше либо беря деньги взаймы, либо продавая свое имущество. Аналогичным образом поступают и государства. В критических ситуациях, когда у правительства заканчиваются финансовые ресурсы, оно начинает влезать в долги или продавать свою собственность. Похоже, именно в такой ситуации сегодня оказалась и Украина. Кредитный источник финансирования уже практически исчерпан, поскольку, во-первых, общая сума долгов уже и так достигает 100 млрд. долл., а во-вторых, одалживать денег, собственно, не у кого: частные инвесторы сами испытывают трудности с ликвидностью, а ресурсы международных институтов и организаций уже освоены.
Очевидно, что в случае углубления кризиса украинское правительство будет вынуждено прибегнуть к продаже, по меньшей мере, части своих активов. Прогнозируя такой вариант развития событий, и понимая, что в нынешних условиях цена государственных активов значительно упала, украинские ФПГ уже начали зондировать почву на предмет возможности проведения приватизации привлекательных объектов. Первым сигналом о грядущей распродаже стало решение парламента о создании Стабилизационного фонда, который должен формироваться за счет денег, полученных от приватизации. Данную идею удалось протащить как один из механизмов борьбы с последствиями циклических кризисов.
При этом почему-то остался практически незамеченным тот факт, что история экономически развитых стран не знает случаев, когда подобный фонд создавался в условиях самого кризиса. Как правило, стабилизационные фонды создаются в условиях экономического подъема, когда государство имеет возможность безболезненно откладывать часть профицита доходов.
Теперь же приватизации дал зеленый свет Кабинет Министров. В начале текущей недели правительство обнародовало список из 228 предприятий и компаний, которые предполагается продать в следующем году. Своим Распоряжением №1517 от 3 декабря 2008 Кабмин утвердил два перечня приватизации госсобственности: в первый входят предприятия, государственные пакеты акций которых подлежат продаже уже в 2009 году, во второй - предприятия, подлежащие в следующем году подготовке к продаже.
Наиболее значимыми предприятиями, которые планируется приватизировать в 2009, являются:
- "Укртелеком" (67,79%);
- "Одесский припортовый завод" (99,57%);
- "Турбоатом" (75,22%);
- "Днепрэнерго" (60%);
- "Западэнерго" (60%);
- "Донбассэнерго" (60%);
- "Центрэнерго" (60%);
- "Полтаваоблэнерго" (25%+ 1 акция);
- "Львовоблэнерго" (26,98%);
- "Одессаоблэнерго" (25,01%);
- "Сумыоблэнерго" (25%+ 1 акция);
- "Черниговоблэнерго" (25%+1 акция);
- "Прикарпатьеоблэнерго" (25,02%);
- Завод "Маяк" вместе с земельным участком, на котором он размещён (100% за исключением доли, подлежащей льготной продаже, 20,2 млн гривен);
- ФСК "Море" (100% за исключением доли, подлежащей льготной продаже, 112,8 млн гривен);
- "Киевский мотоциклетный завод" вместе с земельным участком, на котором он размещён (100% за исключением доли, подлежащей льготной продаже, 7,4 млн гривен).
Примечательно, что основными претендентами на названные активы, которые уже несколько лет, пытаются их приватизировать являются финансово-промышленные группы, приближенные к нынешним провластным политическим силам, а также той партии, благодаря которой летом текущего года провалилась попытка Партии регионов отправить правительство Ю.Тимошенко в отставку. Наиболее влиятельными среди них можно назвать группы "Приват", "Энергетический стандарт", "Финансы и кредит", СКМ, ИСД, VS Energy и пр.
Стоит отметить, что впервые Премьер-министр и Президент нашли общий язык в вопросах приватизации. Инициатива о разблокировании процесса приватизации формально исходила от В.Ющенко, подписавшего Указ N1046/2008 "О дополнительных мерах по преодолению финансового кризиса в Украине", в котором, в частности, поручил правительству определить перечень объектов государственной собственности, которые могут быть приватизированы в 2009 году. В свою очередь, в конце ноября Юлия Тимошенко заявила, что поддерживает эту позицию. При этом она сообщила, что возобновление приватизации сможет ослабить негативное влияние мирового финансового кризиса на экономику Украины, правда традиционно не уточнила, каким, собственно, образом. О достигнутом взаимопонимании в вопросах приватизации может говорить и очередное сближение фракций БЮТ и НУНС в парламенте вплоть до создания новой коалиции совместно с Блоком Литвина.
Между тем, несмотря на концептуально схожие позиции между Премьером и Президентом, ссоры могут начаться, когда дело непосредственно дойдет до раздела ряда стратегических предприятий, в борьбе за которых пересекаются интересы "проправительственных" и "пропрезидентских" ФПГ. К примеру, за ряд облэнерго конкурируют с одной стороны "Финансы и кредит", с другой - группа "Приват" и VS Energy. Стоит отметить, что указанные энергетические активы являются элементами более серьезного конфликта между сторонами, поэтому вне зависимости от результатов приватизационного конкурса противостояние за облэнерго будет продолжаться еще длительный период.
Различные стороны поддерживают Президент и Премьер и в борьбе за "Турбоатом". Главным претендентом на данное предприятие является группа "Энергетический стандарт", которой оно жизненно необходимо для создания вертикально-интегрированного холдинга в энергетическом машиностроении. Долгое время "Турбоатом" числился в списке предприятий, вообще не подлежащих приватизации. Однако, в прошлом году по инициативе Кабмина он вошел в перечень объектов, подлежащих первоочередной продаже в 2008 году. К слову, согласно информации бывшего соратника Ю.Тимошенко М. Бродского, собственник группы К.Григоришин в 2004 году согласился финансировать оранжевую революцию в обмен на то, что новая власть поддержит его в борьбе за украинские энергетические активы. Учитывая, что после победы оранжевых сил на предприятие пришел лояльный к российскому бизнесмену менеджмент, факты наличия определенных договоренностей относительно данного объекта не лишены оснований. Вторым претендентом на "Турбоатом" является председатель наблюдательного совета "Мегабанка" Виктор Субботин, близкий к высшему руководству СПУ, прежде всего, к В.Семенюк-Самсоненко. Последняя, в свою очередь, является фигурой, близкой к Президенту. Именно глава Фонда госимущества активно пыталась сменить на "Турбоатоме" менеджмент Григоришина, и назначить на руководящую должность В.Субботина.
Еще одним предприятием, на которое "положил глаз" российский бизнесмен является Феодосийская судостроительная компания "Море". Единственное предприятие Украины, специализирующееся на военном судостроении, на протяжении последних трех лет находится в состоянии банкротства. При этом оформление контроля над "Морем" К.Григоришина должно было пройти по обкатанной схеме. Сначала предприятие планировалось передать Минпромполитики, где россиянину удается сохранять влияние вне зависимости от политической конфигурации в парламенте. После этого, очевидно, должна была последовать ротация менеджмента на более лояльный к группе "Энергетический стандарт". Однако здесь в процесс вмешался Президент, который заблокировал передачу ФСК "Море" под юрисдикцию правительства.
Интересно, что в начале этого года в борьбу за предприятие включился партнер Д.Фирташа И.Фурсин, владелец КБ "Місто-Банк" и формальный собственник 5% акций RosUkrEnergo. Близкая к нему компания "Драккар" в статусе кредитора выставила имущественные претензии к госпредприятию. И.Фурсину причисляют контроль над ООО "Ильичевский судоремонтный завод", поэтому бизнесмен, похоже, намерен создать собственный судостроительный холдинг. Не исключено, что все-таки более "пропрезиденсткий" олигарх будет использовать свое влияние для противостояния своему "проправительственному" конкуренту.
Еще одним конфликтогенным объектом, внесенным в приватизационный список, стал Одесский припортовый завод. Данным предприятием давно интересуется холдинг Дмитрия Фирташа, который считается бизнесменом, приближенным к президенту. Обладая контролем поставок газа на украинский рынок для промышленности, он имеет возможность обеспечить работу предприятия, даже в условиях роста цен на газ. С другой стороны, на предприятие претендует ряд российских компаний, которые ищут поддержку в правительстве. Ко всему прочему, Премьер имеет личные обиды на Д.Фирташа и не упустит возможности забрать у него любой объект, вне зависимости от его привлекательности. Вряд ли, в этой ситуации Б.Тимошенко позволит ему спокойно приобрести ОПЗ.
Пожалуй, наибольшим яблоком раздора между "пропремьерскими" и "пропрезидентскими" силами станет "Укртелеком". Это предприятие является наиболее экономически привлекательным в списке, а борьба за его приватизацию тянется уже свыше 10 лет. Среди желающих приобрести компанию были немецкий Deutsche Telecom, французский France Telecom, российские АФК "Система" и "Ростелеком". Огромный интерес к данному объекту проявлял СКМ, который до этого скупил практически всех локальных игроков рынка фиксированной связи, среди которых "Фарлеп-Инвест" и "Оптима Телеком".
В прошлом году, при условии проведения открытого конкурса и создания равных условий для претендентов, правительство могло получить за "Укртелеком" около $4 млрд. 2007 год был последним шансом Украины выгодно продать компанию, однако ни один из заинтересованных "провластных" субъектов тогда попросту не мог (или не захотел) заплатить за него столь крупную сумму. Поэтому приватизацию отложили до лучших времен.
Теперь же, по оценкам экспертов, стоимость телефонного монополиста не превышает 800 млн. долл. Даже безнадежный оптимист министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский называет цену в районе 1,5 млрд долл. Однако главным неблагоприятным фактором для продажи "Укртелекома"является не только падение его стоимости, а и пропавший интерес к этому объекту со стороны иностранных инвесторов. Зато это позволяет украинским ФПГ чувствовать себя более уверенными в борьбе за предприятие. Главным претендентом на "Укртелеком", по-прежнему считается Ринат Ахметов, у которого в последнее время складываются неплохие отношения с Президентом. Его главным конкурентом, по неофициальной информации, может стать совладелец корпорации ИСД Виталий Гайдук. Данный бизнесмен, являющийся руководителем группы советников нынешнего Премьер-министра, уже давно искал возможности для инвестирования в более наукоемкие секторы экономики, и, очевидно, именно с этим связано его намерение выйти из ИСД.
Таким образом, перечень объектов для приватизации содержит много потенциальных поводов для ссор между Премьером и Президентом. Примечательно, что споры между ними возникают не вокруг вопроса о целесообразности распродажи по дешевке стратегических предприятий страны, а исключительно о механизме разделе имущества и адресатах его получения. В случае успешной реализации подобной государственной политики, Украина может остаться и в долгах, и без имущества.
Автор: Максим Соколов. По материалам minprom.com.ua
Другие новости по теме:
- Кабмин Украины запланировал продажу "Укртелекома" и "ОПЗ"
- Председатель ФГУ Украины обвиняет Константина Григоришина в организации рей ...
- Кризисная приватизация по украински-2009
- Три компании отправили заявки на участие в приватизации Одесского припортов ...
- "Укртелеком" продадут в марте 2009 г.
- "Одесский припортовый" будет приватизирован в 2009 г.?
- "Укртелеком" может избежать приватизации
- СИБУР не хотят пускать в Украину
- Путин поручил подготовить предложения по изменению существующей нормативной ...
- Феодосийскую компанию «Море» приватизируют
-