Согласно отчету, подготовленному экспертами, разрабатывающими программу, значительная часть ‘дочек’ железнодорожной монополии должна оставаться в собственности компании. Выводы группы дублируют то, что последние два года пытается донести до правительства ОАО РЖД. Эксперты ‘Стратегии-2020’ под руководством гендиректора Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна считают, что основная проблема развития железнодорожного транспорта заключается в ‘невозможности в кратко- и среднесрочной перспективах в полном объеме обеспечить потребности экономики и населения в перевозках’.
В грузовой части, по мнению экспертов, это происходит из-за либерализации рынка: в условиях, когда у РЖД как перевозчика не остается своих вагонов, теряется эффективность управления вагонным парком, порожние вагоны частных собственников забивают и без того перегруженные участки инфраструктуры. Пассажирские перевозки (в дальнем следовании на поезда приходится более 40% от общего числа пассажиров всех видов транспорта) из-за прекращения субсидирования становятся более дорогими. Пригородный комплекс не соответствует требованиям экономики из-за отсутствия механизма безубыточности деятельности пригородных пассажирских перевозчиков, считают эксперты.
Гендиректор агентства ‘Infoline-аналитика’ Михаил Бурмистров удивляется, что столь сильная и авторитетная экспертная группа выразила мнение РЖД, но еще в более жестком варианте: раньше монополия не сопротивлялась постепенной продаже своих дочерних компаний.’Странно, что в документе экспертов не отражена самая главная на сегодняшний день проблема: отсутствие эффективного механизма управления вагонами в условиях частного парка’, — говорит Михаил Бурмистров. По его мнению, РЖД за годы реформы должны были решить эту проблему, но вместо этого принимали только отдельные решения ‘в ручном режиме’, что сейчас является главной угрозой выполнению перевозок в том объеме, которого требует экономика, пишет ‘Коммерсант’.
{is_z}10394