По словам зампредправления и будущего руководителя российской нефтекомпании Максима Барского, обязательным условием сделки должна стать также продажа сбытовой сети, продающей нефтепродукты с завода. ‘Если казахи сформируют такое предложение, то мы его рассмотрим’, — сказал он, уточнив, что сейчас у этих активов два разных владельца, пишет ‘Коммерсант’. Расплачиваться с ‘Казмунайгазом’ ТНК-ВР, скорее всего, будет не деньгами, а активами в нефтедобыче, добавил Барский. Казахская сторона уже изучала их, пояснил он, но уточнить подробности отказался. Совет директоров ТНК-ВР вопрос приобретения Павлодарского НПЗ пока не рассматривал и на ближайшем заседании 16 июля не планирует этого делать, уточнил менеджер. В ‘Казмунайгазе’ вчера телефоны не отвечали. До сих пор президент Нурсултан Назарбаев заявлял, что 51% предприятия должен остаться в собственности государства. Павлодарский НПЗ построен в 1978 году. Мощность переработки — 7,5 млн. т нефти в год, в 2008 году переработано 4 млн. т нефти, глубина переработки достигает 85%. На 100% принадлежит ‘Казмунайгазу’.
Впервые о возможности продажи доли в заводе ‘Казмунайгаз’ сообщил прошлой осенью. Взамен он хотел получить от российских компаний гарантии бесперебойных поставок сырья на предприятие. В июне в числе потенциальных покупателей была названа ТНК-ВР. Неделю назад Reuters со ссылкой на свои источники сообщало, что цена сделки может составить $600 млн. Кроме ТНК-ВР из российских компаний интерес к предприятию проявляет ‘Газпром нефть’, которая обещала рассмотреть предложение о покупке, если оно поступит. ‘Роснефть’ и ЛУКойл сообщали, что актив им неинтересен. Два года назад владельцем контрольного пакета НПЗ был ‘Мангистаумунайгаз’, которую через промежуточные компании контролировал бизнесмен Рашид Сарсенов. Также ‘Мангистаумунайгазу’ принадлежали 228 АЗС в 50 регионах Казахстана. Вчера в ‘Гелиосе’, который торгует нефтепродуктами с Павлодарского НПЗ, назвать владельцев не смогли, сообщив лишь, что они ‘недавно изменились’. По словам Барского, ТНК-ВР хотела бы приобрести как можно больше заправок у ‘Гелиоса’. Кто сейчас владеет компанией, он не знает.
Константин Юминов из Rye Man&Gor Securities отмечает, что продажа нефтепродуктов конечному потребителю выгоднее оптовой реализации. Он добавляет, что у ‘Газпром нефти’ уже есть свои заправки в стране, но всего 23 штуки. Покупка сети АЗС вместе с заводом поможет оптимизировать прибыль от нефтепереработки, соглашается Виталий Крюков из ИФД ‘Капиталъ’. ТНК-ВР уже поставляет свою нефть на завод (246,4 тыс. т за 5 месяцев 2010 года) и может увеличить поставки, если переработка станет выгоднее экспорта. К тому же на экспорт нефти в Казахстан действует нулевая пошлина, добавляет эксперт. К Павлодарскому НПЗ проложен единственный нефтепровод, он проходит из России, казахское сырье на предприятие не поставляется.
Финский Fortum объявил об уходе из России
«В дополнение к ранее объявленному замораживанию инвестиций и финансирования в наших российских дочерних компаниях, мы решили осуществить контролируемый выход с...