По договору, заключенному в январе между ‘Роснефтью’ и ‘ЛУКойл’, компания может приобрести 46% Lukarco, которой в свою очередь принадлежит 12,5% КТК и 5% ‘Тенгизшевройл’, сообщает ‘Коммерсант’. Сейчас Lukarco на 100% контролируется ЛУКойл. Источник в ЛУКойле подтвердил, что ‘Роснефть’ интересуется долей в Lukarco и переговоры ведутся. Но пока окончательных решений не принято, говорит он. Об интересе ‘Роснефти’ к проекту слышал и чиновник Минэнерго. По его словам, покупка доли — ‘вопрос решенный’. Предполагалось, что переговоры закончатся к 1 июня, но в срок стороны не уложились — компании никак не могут договориться, какой объем прокачки получит покупатель, уточняет другой собеседник. Также ЛУКойл настаивает на приоритетном праве прокачки. В ЛУКойле и ‘Роснефти’ от комментариев отказались.
КТК владеет нефтепроводом протяженностью 1,58 тыс. км из казахского Тенгиза в Новороссийск. Пропускная способность трубопровода — 32 млн. т нефти в год. Крупнейший акционер КТК — Россия, которой суммарно принадлежит 31%, Казахстан — 20,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, Lukarco — 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Ltd. — 7,5%, и несколько миноритариев. Сейчас ‘Роснефть’ владеет долей в КТК через СП с Shell — Rosneft-Shell Caspian Ventures Ltd., где госкомпании принадлежит 51%. Это дает ей право косвенно распоряжаться 3,83% в самом КТК. Как говорится в ежеквартальных отчетах ‘Роснефти’, она использует КТК, чтобы транспортировать по российской территории нефть, добываемую дочерними обществами — ‘Грознефтегазом’, ‘РН-Пернефтегазом’ и ‘РН-Ставропольнефтегазом’. В 2009 году компания поставила через КТК 6,8 млн. т нефти и 0,2 млн. т газового конденсата, сообщила ‘Роснефть’ в годовом отчете.
‘Роснефть’ претендует на долю в Lukarco, которую ЛУКойл сам недавно выкупил у британской ВР. Сделка обошлась ему в $1,6 млрд. и была согласована в декабре прошлого года. Выплачивать деньги ЛУКойл будет ВР в течение двух лет. ВР решила выйти из проекта, поскольку была единственным акционером, который не поддерживал расширение проекта, а для реализации этих планов было необходимо единогласное одобрение. Расширение КТК до 67 млн. т нефти в год (при использовании присадок — до 76 млн. т) должно быть осуществлено к 2014 году. Выкупив долю ВР, ЛУКойл помог добиться решения о расширении проекта, на чем несколько лет настаивала Россия.
Хотя ЛУКойл и купил долю в КТК, объем прокачки, который предоставляет эта квота, ему полностью не нужен, говорит собеседник в компании. У ‘Роснефти’ мало проектов в Казахстане, но один из них — это разработка Адайского блока, расположенного в Атырау, через который проходит КТК. Бурение на блоке запланировано на следующий год, проект на паритетных началах реализуют ‘Роснефть’ и китайская Sinopec. КТК — стратегический для России проект, возможно, чиновники хотят, чтобы у госструктур была как можно большая доля, отмечает Виталий Крюков из ИФД ‘Капиталъ’. ЛУКойл, по мнению Марии Радиной из банка Nomura, может потратить полученные средства на покупку части собственных акций, 10% которых сейчас продает американская ConocoPhillips. Весь пакет стоит около $4,7 млрд.
Segezha, «Россиум» и «Регион» создали СП — «ЦБК Холдинг» — для инвестиций в лесопереработку
Подконтрольный АФК "Система" лесопромышленный холдинг Segezha Group получил 25% в ООО "ЦБК Холдинг", созданного концерном "Россиум". Еще 25% получила ИК...