В последнее время мировые СМИ пестрят сообщениями о планах слияния ведущих авиаперевозчиков и автогигантов планеты. Так, Air France-KLM собирается объединиться с Delta Air Lines, в свою очередь Porsche взял курс на слияние с Volkswagen, а Fiat подтвердил свое намерение поглотить Opel. Однако может ли форсирование процесса слияния и поглощения увеличить доходы компаний в условиях глобального кризиса? Скорее всего, нет.
CNN.com приводит данные иследованиz, проведенного американской консалтинговой компанией Hay Group.
Выводы экспертов неутешительны: более 90% слияний и поглощений не приводит к финансовому успеху. В свою очередь, исследование, проведенное группой Bain & Company, показало, что 70% % слияний и поглощений компаний не привели к увеличению доходов акционеров.
"Критерием успеха слияния и поглощения компаний должен служить рост доходов акционеров, однако статистика показывает, что более в 50% случаев акционеры, напротив, терпят убытки", - говорит Лоуренс Чиа, управляющий директор филиала международной аудиторской компании Deloitte & Touche в Пекине.
Эксперты называют конкретные примеры неудачных "браков по расчету". Это неудачная попытка слияния Daimler и Chrysler, а также AOL и Time Warner. В свою очередь, китайский автопроизводитель Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC) не смог поглотить южнокорейскую Ssangyong Motor Co после того, как последняя инициировала программу защиты от кредиторов во время процедуры банкротства.
Однако эти неудачные примеры не останавливают других гигантов мировой индустрии. Так, продолжаются переговоры между British Airways и испанской авиакомпанией Iberia. Компания Fiat не отказывается от честолюбивых планов слияния с Chrysler. В свою очередь, General Motors лихорадочно ищет пути предотвращения банкротства своего германского подразделения Opel.
Спорят аналитики и о том, принесет ли ожидаемую прибыль слияние Porsche и Volkswagen. "Недавно в Лондоне я обсуждал с экспертами вопрос о том, насколько оправданным является слияние автогигантов", - говорит Джон Боннелл из компании JD Power and Associates, которая разрабатывает исследования в области автопродаж.
По его словам, "автоиндустрия нуждается в консолидации, но это не всегда означает, что слияния и поглощения приносят реальную выгоду".
Для иллюстрации своего тезиса эксперт привел конкретный пример – предпринятую в 1998 году неудачную попытку слияния компаний Daimler и Chrysler. Слияние этих двух компаний с самого начала было обречено на провал. Обе компании выпускали продукцию с чрезмерно высокими затратами. Daimler - автомобили класса люкс, а Chrysler - в основном автомобили среднего класса.
Впрочем, как признают эксперты, процесс слияния и поглощения - далеко не феномен современной экономики. Это явление возникло еще на заре мировой автоиндустрии, когда в 1908 году только что основанная компания General Motors начала поглощать своих конкурентов - Buick Motor Company, Oldsmobile и Cadillac. Позже General Motors приобрела Rapid Motor Vehicle Company и Reliance Motor Truck Co.
В настоящее время продолжаются переговоры между GM и Fiat . В начале мая в поддержку создания совместного предприятия с GM высказался исполнительный директор Fiat Серджио Маркионне. Как отмечают эксперты, в случае объединения Fiat, Chrysler и европейских подразделений General Motors будет создана автомобильная компания с годовой прибылью примерно в 80 млрд евро.
Источник: Страна.ру