Откуда взять деньги на M&A в кризис?

Компании, ведущие поиск стороннего финансирования для действительно больших M&A сделок, должны иметь возможности привлечения капиталов с финансовых рынков. Этот неофициальный совет дают банкиры своим клиентам, интересующимся возможностью кредитования.

"Ключ к финансированию больших M&A сделок заключается в стабильности денежных потоков и наличии высокого рейтинга, в совокупности со способностью заемщика к быстрому выходу на облигационный рынок ", считает Рэй Дуди (Ray Doody), руководитель Европейского подразделения JP Morgan.

Отсутствие возможностей для маневра вынуждает компании отказываться от сделок. Например отказ Xstrata от $ 10 млрд. сделки по приобретению Lonmin в октябре прошлого года был из-за невозможности рефинансирования значительной части задолженности на приемлемых условиях.
В аналогичной ситуации оказалось BHP Billiton, которая не нашла источников погашения долгов  Rio Tinto более чем на $40 млрд. Из-за этого, широко анонсированная мегасделка по слиянию компаний на $170 млрд. не состоялась.

В то же время на рынке есть и противоположные примеры, такие как покупка InBev за $52 млрд. компании Anheuser-Busch. Бельгийские пивовары для финансирования сделки предоставили обеспечение в $45 млрд., которое включало лишь $7 млрд. кредитных средств.
Финансирование сделки было обеспечено, в том числе, путем продажи непрофильных активов, и имущества не представляющих для InBev особой ценности, например пакета акций в Tsingtao Breweries of China, которые были проданы японской Asahi Breweries за $667 млн.


Таким образом, лишь покупатели с высокими кредитными рейтингами и стабильными денежными потоками, которые могут убедить банки в выгодности и целесообразности сделки, рассчитывают на положительное решение о предоставлении кредитного финансирования. "При совершении M&A сделок, покупатели оказывается под угрозой пересмотра их рейтинга, из-за сопутствующих рисков. . . Мы видим подавляющее количество M&A сделок частично финансирующихся за счет самих компаний и их акций", утверждает Рэй Дуди.

Его слова наглядно подтверждаются уже сформировавшейся тенденцией на рынке. Например, пять банков прокредитовали Pfizer на $22,5 млрд. сроком на один год для частичного финансирования $68 млрд. сделки по покупке Wyeth, о чем ранее сообщал MAonline. Barclays, Goldman Sachs, JPMorgan, Citigroup и Bank of America - каждый банк предоставил фармацевтическому гиганту около $ 4.5 млрд. Остальная же часть сделки финансируется за счет собственных средств Pfizer и биржевых инструментов.
Но банковское финансирование оказалось для Pfizer  самым дорогим. Pfizer прокредитовался по ставке более 300 базисных пунктов (более 3%) к ставке Libor, по которой банки кредитуют друг друга сроком не более чем на год. Данная цена фактически показывает эксклюзивность подобного финансирования крупных приобретений.

Еще одна крупная сделка демонстрирует несколько иной подход банков, но аналогичный по своей сути. Немецкая компания RWE согласилась на ставку выше 150 пунктов от Libor (существенно дешевле, чем для Pfizer), для финансирования € 9.3 млрд. ($ 12 млрд.) сделки по приобретению Essent, однако ставка будет увеличиваться каждые шесть месяцев на 50 пунктов, чтобы стимулировать заемщика на досрочное погашение кредита.

Банкиры, таким образом, дают стимул к обращению за финансированием к облигационному рынку, в качестве альтернативы дорогостоящим краткосрочным банковским заимствованиям.

"Компании сами стараются снизить свою зависимость от банковского кредитования, и будут во все большей степени использовать возможности рынка облигаций и вторичного размещения акций SPO", считает Рэй Дуди.

Например для швейцарской компании Roche наиболее целесообразным представляется использовать небанковское финансирование для оплаты оферты $86.50 за акцию североамериканской Genentech. Европейские фармацевты, которые уже владеют 55,8% Genentech, намерены использовать комбинированную форму с помощью наличных, облигаций, векселей и банковских займов. В качестве кредитных средств планируется привлечь всего лишь $25 млрд. кредитов, а вот остальная часть будет проведена за счет векселей и облигаций.

Но банки требуют не только высоких % за использование их услуг и капитала. Они также требуют дополнительных гарантий для себя, и используют для этого институт рейтингов, включая в кредитные договоры отдельное условие, по которому в случае изменения кредитного рейтинга кредит может быть истребован досрочно.

Тенденции Российского рынка

Для российского рынка M&A мировые тенденции не имеют особо значения. После обвального падения рынка ценных бумаг инвесторы испытывают доверие лишь к "голубым фишкам" с контрольным участием государства. А постоянные технические дефолты российских эмитентов окончательно подорвали веру в российский рынок облигаций.
Закрытые финансовые рынки, и до сих пор нерешенные проблемы с ликвидностью оставляют российским игрокам M&A по сути единственный выход – использование неденежных расчетов.
Обзор рынка M&A за январь 2009 год, подготовленный информационно-аналитической группой www.MAonline.ru наглядно подтверждает наметившуюся тенденцию.
Из общей суммы сделок в $5,72 млрд. с участием "живых денег" прошли лишь сделки с прямым или косвенным участием государства, в виде предоставления финансирования. Остальные же были проведены по схеме "финансирование долгов в обмен на контрольный пакет акций", как это было с Эльдорадо. И лишь незначительная часть была проведена частными компаниями без привлечения государства ("Полиметалл" приобрел "Артель старателей "Аякс".


www.MAonline.ru на основе материалов The Financial Times

    

Другие новости по теме:

www.Maonline.ru Рынок бизнеса

Новостная лента посвящена новостям российского рынка бизнеса: купле-продаже компаний и иных активов

добавить на Яндекс
{mnt}

В хорошем качестве hd видео

Смотреть видео онлайн